Публикуется с разрешения В.Л. Сборнова, нашего нижегородского коллекционера конной старины.
Лежит – ниже кота, а встанет – выше коня
(загадка)
В последнее время в СМИ и специальной литературе много внимания уделяется классическим видам конного спорта (выездка, конкур и т.п.), а также нетрадиционным подходам к общению с лошадью и её воспитанию (например, Natural Horsemanship – естественные отношения с лошадью). Как мы видим, погоня за западными эталонами коснулась не только политики и экономики, но даже культуры и её глубинных проявлений – национальных традиций. Несправедливому принижению, а иногда и вовсе забвению, была подвергнута русская езда, в т.ч. езда упряжная. В мире есть много видов запряжек, т.е. способов присоединения лошади к экипажу или конным орудиям. Русская запряжка может быть одноконная, парная, троечная, а вот отличает ее от других видов запряжек обязательное наличие дуги. Отсюда и второе название – дуговая, или оглобельно-дуговая (поскольку дуга крепится к оглоблям). В «Толковом словаре» В.И. Даля под словом «Дуга» читаем: «В оглобельной упряжи, деревянная, согнутая крутым лучком тугая распорка между оглобель, укрепляемая концами взахлест кожаными петлями, гужами…»[1].
Данная статья посвящена одной единственной дуге, но на ее примере нам хотелось бы показать не только развитие русской конной упряжи, русской езды, но и историю России, а значит – жизнь наших дедов и прадедов. Героиня нашей статьи – полуямская дуга из коллекции В.Л. Сборнова. История ее похожа на истории многих других дуг. Долгое время она пылилась на чердаке деревенского дома, пока ее, всеми забытую расписную красавицу, не нашел конник и коллекционер Валерий Львович Сборнов. Выяснилось, что дуга сохранила не только внешнее убранство, но и рабочие качества – хоть сейчас запрягай! Вот тогда и появилось желание выяснить историю этой старинной вещи.
«Из дуги оглоблю не сделаешь».
Первое упоминание о дуге встречается в скандинавском эпосе, а вот прижилось и завоевало свое законное место это, казалось бы, нехитрое изобретение лишь на территории Руси и народов, имевших с ней в разное время тесные связи (Польша, Прибалтика, Чехия). Археологи говорят, что новгородцы уже в седьмом столетии нашей эры использовали одну из основных частей упряжи - хомут, а дальше приделали к нему петли-гужи и закрепили ими между хомутом и оглоблями пружину-дугу. Система ремней не позволяет хомуту съезжать на шею лошади или наоборот сбивать ей плечи, а дуга, пружиня, облегчает толчки от неровностей дороги. Другая система ремней идущая к седелке, лежащей на спине лошади, перераспределяет усилия на передний и задний пояс конечностей, что не делает ни одна другая упряжь. В русской - лошади могут работать дольше и выполнять более тяжелую работу с меньшей затратой сил. Таким образом, виновниками возникновения дуги являются русские дороги. Она прекрасно приспособлена для езды по ухабам, глубокой грязи, снежным заносам. Главная функция дуги, как мы уже выяснили, амортизация толчков, но это еще не все. Дуга – это своеобразная распорка, которая определяет ширину оглобель, она же сохраняет баланс хода и перераспределение нагрузки. Поэтому очень важно было мастеру-дужнику правильно подобрать материал и обработать его.
«Дуга моя в лесу растет…»
Изучаемая нами дуга изготовлена из ветлы, которую издревле приметили за легкость и упругость. Подобной легкостью отличается также черемуха, но на крепком морозе, которым отличается местный климат, черемуховые дуги не выдерживают нагрузки и лопаются. Кроме того, черемуховые дуги гнут из цельных, круглых заготовок, а данная дуга «колотая», т.е. бревно сначала раскололи на несколько частей. Дуга могла бы быть вязовой или дубовой, но эти породы дерева более тяжелые, а наша дуга – легкая и, не смотря на внушительные размеры/габариты, ее вполне можно удержать пальцем руки. Ветлу для нее мастер-дужник заготовил во время сокодвижения, весной, дерево он выбрал, выросшее в низком сыром месте. Иногда дужники сами выращивали ветлу, но это было скорее исключение из правил. Обозрение «Кустарные промыслы Нижегородской губернии» за 1894 год называет только два селения, где мастера производили посадку материала, и оба – в Ардатовском уезде. Обычно же кустари-дужники покупали ветлу на стороне, привозя ее издалека и платя за нее очень высокую цену[2].
«Не тогда запрягать, когда дугу загибать».
После заготовки материала начинается очень ответственный процесс – гнутье. Крестьяне сначала распаривали дерево в навозе, а затем гнули через палку. Это простейший и, по всей видимости, древнейший способ гнутья. Что касается героини нашей статьи, то материал – ветла, которую любили использовать в серийном производстве, т.е. в ремесленных мастерских, а позднее – в артелях, и некоторые другие особенности, которых мы коснемся позже, говорят нам о более высоком уровне производства. У дужника в мастерской находилась «парня», где дугу разваривали или распаривали, потом гнули на специальном приспособлении. После этих операций дуга, как хорошее вино, подлежала выдержке. Процесс этот длился обычно 1-2 месяца, во время которых дугу со связанными вместе концами оставляли в полном покое.
Заготовка материала и гнутье – две важнейшие операции, определяющих качество дуги и ее «жизнеспособность». Некачественная дуга быстро ломалась и могла подвести своего владельца в экстренной ситуации. Хорошая добротная дуга верно служила своему хозяину десятки, а то и сотни лет, передавалась по наследству от отца к сыну.
_________________ ....давайте жить дружно.....
дневник Ульпаны
|