Raiter

Конно-тематический форум
Текущее время: 27-05, 15:51

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Русская запряжка
СообщениеДобавлено: 09-08, 22:56 
Не в сети
<b style=color:green>Модератор</b>
<b style=colorgreen>Модератор</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-09, 18:02
Сообщения: 387
Откуда: Н.Новгород
Публикуется с разрешения В.Л. Сборнова, нашего нижегородского коллекционера конной старины.

Лежит – ниже кота, а встанет – выше коня
(загадка)
В последнее время в СМИ и специальной литературе много внимания уделяется классическим видам конного спорта (выездка, конкур и т.п.), а также нетрадиционным подходам к общению с лошадью и её воспитанию (например, Natural Horsemanship – естественные отношения с лошадью). Как мы видим, погоня за западными эталонами коснулась не только политики и экономики, но даже культуры и её глубинных проявлений – национальных традиций. Несправедливому принижению, а иногда и вовсе забвению, была подвергнута русская езда, в т.ч. езда упряжная. В мире есть много видов запряжек, т.е. способов присоединения лошади к экипажу или конным орудиям. Русская запряжка может быть одноконная, парная, троечная, а вот отличает ее от других видов запряжек обязательное наличие дуги. Отсюда и второе название – дуговая, или оглобельно-дуговая (поскольку дуга крепится к оглоблям). В «Толковом словаре» В.И. Даля под словом «Дуга» читаем: «В оглобельной упряжи, деревянная, согнутая крутым лучком тугая распорка между оглобель, укрепляемая концами взахлест кожаными петлями, гужами…»[1].
Данная статья посвящена одной единственной дуге, но на ее примере нам хотелось бы показать не только развитие русской конной упряжи, русской езды, но и историю России, а значит – жизнь наших дедов и прадедов. Героиня нашей статьи – полуямская дуга из коллекции В.Л. Сборнова. История ее похожа на истории многих других дуг. Долгое время она пылилась на чердаке деревенского дома, пока ее, всеми забытую расписную красавицу, не нашел конник и коллекционер Валерий Львович Сборнов. Выяснилось, что дуга сохранила не только внешнее убранство, но и рабочие качества – хоть сейчас запрягай! Вот тогда и появилось желание выяснить историю этой старинной вещи.
«Из дуги оглоблю не сделаешь».
Первое упоминание о дуге встречается в скандинавском эпосе, а вот прижилось и завоевало свое законное место это, казалось бы, нехитрое изобретение лишь на территории Руси и народов, имевших с ней в разное время тесные связи (Польша, Прибалтика, Чехия). Археологи говорят, что новгородцы уже в седьмом столетии нашей эры использовали одну из основных частей упряжи - хомут, а дальше приделали к нему петли-гужи и закрепили ими между хомутом и оглоблями пружину-дугу. Система ремней не позволяет хомуту съезжать на шею лошади или наоборот сбивать ей плечи, а дуга, пружиня, облегчает толчки от неровностей дороги. Другая система ремней идущая к седелке, лежащей на спине лошади, перераспределяет усилия на передний и задний пояс конечностей, что не делает ни одна другая упряжь. В русской - лошади могут работать дольше и выполнять более тяжелую работу с меньшей затратой сил. Таким образом, виновниками возникновения дуги являются русские дороги. Она прекрасно приспособлена для езды по ухабам, глубокой грязи, снежным заносам. Главная функция дуги, как мы уже выяснили, амортизация толчков, но это еще не все. Дуга – это своеобразная распорка, которая определяет ширину оглобель, она же сохраняет баланс хода и перераспределение нагрузки. Поэтому очень важно было мастеру-дужнику правильно подобрать материал и обработать его.
«Дуга моя в лесу растет…»
Изучаемая нами дуга изготовлена из ветлы, которую издревле приметили за легкость и упругость. Подобной легкостью отличается также черемуха, но на крепком морозе, которым отличается местный климат, черемуховые дуги не выдерживают нагрузки и лопаются. Кроме того, черемуховые дуги гнут из цельных, круглых заготовок, а данная дуга «колотая», т.е. бревно сначала раскололи на несколько частей. Дуга могла бы быть вязовой или дубовой, но эти породы дерева более тяжелые, а наша дуга – легкая и, не смотря на внушительные размеры/габариты, ее вполне можно удержать пальцем руки. Ветлу для нее мастер-дужник заготовил во время сокодвижения, весной, дерево он выбрал, выросшее в низком сыром месте. Иногда дужники сами выращивали ветлу, но это было скорее исключение из правил. Обозрение «Кустарные промыслы Нижегородской губернии» за 1894 год называет только два селения, где мастера производили посадку материала, и оба – в Ардатовском уезде. Обычно же кустари-дужники покупали ветлу на стороне, привозя ее издалека и платя за нее очень высокую цену[2].
«Не тогда запрягать, когда дугу загибать».
После заготовки материала начинается очень ответственный процесс – гнутье. Крестьяне сначала распаривали дерево в навозе, а затем гнули через палку. Это простейший и, по всей видимости, древнейший способ гнутья. Что касается героини нашей статьи, то материал – ветла, которую любили использовать в серийном производстве, т.е. в ремесленных мастерских, а позднее – в артелях, и некоторые другие особенности, которых мы коснемся позже, говорят нам о более высоком уровне производства. У дужника в мастерской находилась «парня», где дугу разваривали или распаривали, потом гнули на специальном приспособлении. После этих операций дуга, как хорошее вино, подлежала выдержке. Процесс этот длился обычно 1-2 месяца, во время которых дугу со связанными вместе концами оставляли в полном покое.
Заготовка материала и гнутье – две важнейшие операции, определяющих качество дуги и ее «жизнеспособность». Некачественная дуга быстро ломалась и могла подвести своего владельца в экстренной ситуации. Хорошая добротная дуга верно служила своему хозяину десятки, а то и сотни лет, передавалась по наследству от отца к сыну.

_________________
....давайте жить дружно.....
дневник Ульпаны


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-08, 22:57 
Не в сети
<b style=color:green>Модератор</b>
<b style=colorgreen>Модератор</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-09, 18:02
Сообщения: 387
Откуда: Н.Новгород
«А дуга-то, дуга золотом сияет…»
Итак, дуга готова. Теперь начинается самое интересное – художественное оформление, требовавшее изрядной доли творческой фантазии и, конечно, мастерства. Сначала изделие грунтовали и красили. Краски применялись для защиты дерева от гниения и придания товарного вида. По виду краски и манере росписи, так как мода на них из столетия в столетие менялась, можно определить время изготовления дуги. Наиболее богато, нарядно дуги расписывали в середине XIX века, когда на них был самый оживленный спрос, а ямщики особенно щеголяли конским убором. Дуга богато украшалась живописью, резьбой, медными бляхами, тисненой кожей. Знаток нижегородских промыслов Д.В. Прокопьев пишет следующее: «Писали виноград, травы, цветы, круги, ромбы..»[3]. Хочется отметить, что все элементы росписи можно трактовать с точки зрения русской народной символики. Например, ромб – поле, символ плодородия; круг, розетка, цветок – символ солнца, мощный защитный оберег; виноград – относится к циклу библейской христианской символики, образ рая, богатства, «полной чаши». Некоторые мотивы росписи дуг близки к иконной орнаментике XVIII века, другие похожи на старую хохлому, сундучную роспись. Особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской. Золоченая дуга должна была "гореть" на расстоянии и резко выделяться на фоне поля или леса. Середина XIX века была временем расцвета упряжной езды в России. В 60-е годы XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными. Их роспись состояла из красных розанов и синих гроздей винограда, собранных в крупные цветовые контрастные сгустки, а также зеленых трав. Роспись оживлялась ритмичными белыми бликами. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые. Кроме прикладной цели - видеть тройку с дальнего расстояния, была еще цель эстетическая - радовать взор. В конце XIX века необъятные просторы нашей страны были стянуты воедино железной дорогой, а по улицам городов уже громыхают трамваи и первые автомобили. Ушли в небытие ямские станции и лихие почтовые тройки, но в городах еще остается частный конный извоз. В это время тяжелая дуга заменяется более тонкой, где было меньше места для резьбы и росписи. Появилась мода изображать золотые, серебряные и пестрые натуралистические букеты цветов вместе с травами и виноградом. Разноцветные краски и мелкий рисунок резали глаз своей пестротой. В конце концов дуги стали окрашивать в один цвет. Одноцветные дуги иногда перевивались цветными лентами [4].
Судя по росписи – яркие натуралистические букеты – наша дуга относится к концу XIX - началу XXвв.. Но исследовательский интерес заставил нас более четко ограничить время ее происхождения. Дело в том, что в XIX и даже начале XX вв. дуги чаще всего подписывались. Писали, как правило, имя владельца дуги, год ее изготовления, реже – имя мастера-дужника. К сожалению, на изучаемой дуге такой подписи не оказалось. Пришлось обратить более пристальное внимание на детали. В книге Прокопьева четко обозначено, что в конце XIX столетия дуги окрашивали в черный фон. Фон нашей дуги – темно-вишневый. Такую окраску дуг встречаем в каталоге шорных товаров Климова, период НЭПа (1921-1928 гг). Это было время, когда повсюду открывались ремесленные артели и вновь после Первой мировой и гражданской войны появился спрос на товары ремесленного производства. В стране с новой силой закипела жизнь, а в общественной жизни появилось новое понятие – нэпман. Нэпманы, не задумываясь, тратили деньги и любили красивые добротные вещи. Для одного из таких нэпманов, по всей видимости, и была сделана наша дуга. По темно-вишневому фону художник темперной краской написал шесть букетов. Цветы выписаны не так тонко и скрупулезно, как это делали до революции, уже сказывались новые, артельные традиции. Но и позднее данная дуга сделана быть не могла. Кроме росписи, дуга украшена чеканной згой (колечко на дуге, отсюда и поговорка – не видно не зги), концы ее (или припряг) окованы. Производство такой дуги было не только технологично (ее не могли сделать сельские кустари), но и дорогостояще. Уже в литературе 40-ых гг. XX века встречаем замечание о том, что из-за экономической целесообразности оковку дуг не делают. Таким образом, нам удалось выяснить, что изучаемая дуга была сделана не раньше 20-х, но не позже 40-х гг. XX века.
Дуга – элемент, на тысячелетия определивший вид русской запряжки. Полуямская дуга использовалась как элемент полуямской упряжи. Термин «полуямская» означал, что дуга использовалась не только в традиционной ямской (троечной) запряжке, но и в одноконной или парной. Дуга играла не только утилитарную роль амортизатора, но и культурную. На дуге находило свое воплощение искусство художника, резчика, кузнеца. Сыромятным кожаным ремнем к средней части дуги привязывался колокольчик, защищавший своим мелодичным звоном от злых духов и нечистой силы. Своими колокольцами, кстати, славился не только Валдай, но и село Пурех Нижегородской губернии. Ушли те времена, когда на бескрайних дорогах Руси проносились мимо одинокого путника лихие рысаки, запряженные в традиционную упряжь. Но история дуги, а вместе с ней и русской упряжи, на этом не заканчивается. Сегодня полуямская дуга из коллекции В.Л. Сборнова обрела вторую жизнь. Она выставлялась в Музее коневодства МСХА, побывала на выставках в Раменском и Нижегородском ипподромах, в 2001 г. посетила Венсентский ипподром в Париже. Дуга востребована как реквизит в кино и как образец для современных мастеров. А во время городских праздников и гуляний, проводящихся в Н. Новгороде, она, как встарь, своей красотой и убранством тешит взор честного народа…

Литература
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка
: [В 4 т.] [Репр. изд.]. М.: Изд. центр "Терра", 1995.
2. Кустарные промыслы Нижегородской губернии [Сост. М.А. Плотниковым].Н. Новгород: Издание Нижегородского губернского земства, 1894.
3. Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. Горький: ОГИЗ, 1939.
4. Ганулич А.К. «Слышен звон бубенцов издалёка…» -М.: Сов. Россия,1990.

Автор статьи Мартяхина Алёна

_________________
....давайте жить дружно.....
дневник Ульпаны


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-08, 23:15 
Не в сети
<b style=color:green>Модератор</b>
<b style=colorgreen>Модератор</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-09, 18:02
Сообщения: 387
Откуда: Н.Новгород
К сожалению, у меня нет качественного фото этой дуги, есть только иллюстрация из конного мира (06 05г). Там она находится на экспозиции в музее коневодства.
После выставки я самолично везла ее в Нижний.
Изображение

_________________
....давайте жить дружно.....
дневник Ульпаны


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-08, 09:58 
Не в сети
имеет 3 разряд
имеет 3 разряд
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14-11, 11:21
Сообщения: 648
Откуда: Подмосковье
Очень интересно! А у нас на конюшне знакомая художница расписала 2 дуги.
На фотографии кроме дуги еще видно беговые дрожки.

_________________
Мои фотографии
Страусов не пугать, пол бетонный!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-08, 18:58 
Не в сети
Конкурист
Конкурист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27-12, 22:09
Сообщения: 379
Откуда: Эл-сталь, МО
А есть ли у кого фото обычной деревенской запряжки (крупным планом)?
Мне, кстати, буржуйская запряжка как-то не нравится. Они (буржуи) запрягают так, как будто боятся, что лошадь убежит от телеги. Километры ремней и килограммы железа. В то время как наши деревенские сомнительного воспитания спокойно ездиют даже без удил.

_________________
Будь осторожен в своих желаниях, а то и впрямь сбудутся


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-08, 20:09 
Не в сети
<b style=color:green>Модератор</b>
<b style=colorgreen>Модератор</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-09, 18:02
Сообщения: 387
Откуда: Н.Новгород
Да запросто! Как только запрягу, так и нафотаю во всех ракурсах! Могу шлею напялить, хоть по равнине она больно-то и не нужна. эта штука для крутых спусков.

_________________
....давайте жить дружно.....
дневник Ульпаны


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-08, 20:41 
Не в сети
Конкурист
Конкурист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27-12, 22:09
Сообщения: 379
Откуда: Эл-сталь, МО
Ага, ага! Буду ждать!

_________________
Будь осторожен в своих желаниях, а то и впрямь сбудутся


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-08, 23:05 
Не в сети
<b style=color:green>Модератор</b>
<b style=colorgreen>Модератор</b>
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15-09, 18:02
Сообщения: 387
Откуда: Н.Новгород
По просьбе трудящихся мастер-класс по запряганию лошади в русскую проводит уважаемая Кира Васильевна. (Аплодисменты)

Сначала лошадь надо собрать, т. е. надеть Узду, хомут, седелку и шлею.
Шлеи могут быть разных конструкций. Простые рабочие или выездные, богато украшенные набором (клепками). У меня представлено два вида. Совсем забыла, что в загашнике лежит самая простецкая рабочая. Если интересно – завтра сфотографирую.
По конструкции от хомута отходит три ремешка, чтобы пристегивать шлею. Верхний ремешок у нас отсутствует, но его с успехом заменяет видавшая виды ленточка.
Изображение

Другая шлея отличается от предыдущей еще одной парой петель.
Изображение

Петля застегивается на оглобле.
Изображение

Шлея у нас используется для красоты. Многим кажется, что без шлеи лошадь «недоодета, голая», а вообще, шлея фиксирует хомут, не дает ему сползать при спуске запряжки с горы. Но однажды мне пришлось ехать с горы без шлеи. Всегда мне эта горка «сходила с рук», но в этот раз телега была сильно нагружена навозом. Чересседельник не выдержал нагрузки и лопнул. Хомут пополз вперед лошади и почти слетел через голову. Будь гора подлиннее – лошадь бы распряглась и была бы подмята телегой. Повезло.
Изображение


Отвлеклась.
Затем слева направо закладывается дуга.
Изображение

Пару слов о хомуте.
Они идут по размерам. В отличие от лошадей. Бывает, что двойка мала, а тройка уже великовата… тогда берем тройку и хомутину обматываем мехом. Я подшила двойным слоем. Замечательно! И мягко и не велико.
Изображение

Супонь закладывается тоже слева направо.
Изображение

Клещи затягиваются ногой. Если вы смогли затянуть рукой – это не ваше достижение – длинны гужи и дуга может лечь на спину лошади.
Изображение

Чересседельники тоже слева направо. Крепятся на левую оглоблю и потом пропускаются через седелку и петлю на подпруге.
Нижний чересседельник (подбрюшник) затягиваю всем своим весом.
Изображение

Чересседельник берет на себя тяжесть хомута и переносит его на спину лошади. Хомут должен достаточно свободно «висеть», чтобы между шеей и хомутом пролезал кулак.
Изображение

Повод пропускается через подбородник и пристегивается к зге – колечке на дуге. Это не дает лошади наклонять голову во время езды. Чем грозит наклон - все знают.
Изображение

Ну и все. Осталось пристегнуть вожжи и можно ехать.
Изображение
Изображение

Если лошадь в поле не стоит – можно слегка согнуть лошадиную голову и примотать вожжу к оглобле.
Изображение

Не слишком интеллектуальные представители лошадиного племени думают, что они привязаны и этот номер может прокатить. Несколько раз. У моей Тары не прокатил. Приучала по-другому…
Если во время полевых работ лошадь распрягается, чтобы попастись – дуга ставится под оглоблю, а на оглобле для просушки развешивается вся сбруя.
Изображение

Вот пока и все.

_________________
....давайте жить дружно.....
дневник Ульпаны


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-06, 18:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 10-06, 18:32
Сообщения: 9
Откуда: Санкт-Петербург
Cпасибо, очень интересно :smile:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27-03, 22:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 27-03, 22:13
Сообщения: 3
Ульпана! Здавствуйте! Моглибы Вы рассказать о методе завязывания супоти, так, что бы она сама не развязывалась, а при острой необходимости ее можно было бы быстро развязать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
РейСРёРЅРі@Mail.ru
Создать форум

cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB