Ура! Нашла Сверчкова.
http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/anim ... index.html
Н. Сверчков "Лошадь, выскакивающая из конюшни" 1864 (на сайте почему-то "Конюх, выводящий лошадь")
В жанровом зале Музея коневодства произведения Н. Г. Сверчкова (кстати, на многих сайта Н. Е., кто-нибудь знает в чем дело?) (1817 -1898) занимают отдельный стенд. Каждая из четырнадцати его картин по-своему интересна, но на этом небольшом полотне, отличающемся живописностью и яркой экспрессией, внимание посетителей задерживается дольше, чем на других. Сюжет картины прост: конюх выводит из полумрака конюшни на яркий солнечный свет красавца-жеребца. События развиваются драматически. Застоявшийся жеребец вихрем вылетает из узких ворот, а конюх виснет у него на поводе, безуспешно староясь удержать могучего коня. Опасность очень велика. Лошадь того и гляди ударится о косяк или притолоку, а человек рискует попасть под копыта.
С точки зрения специалиста эту картину можно бы назвать: "Как нельзя выводить лошадей из конюшни". Такого мощного и темпераментного жеребца надо выводить вдвоем на длинных лейцаъ с предельной осторожностью и только шагом. Тогда можно быть уверенным, что никто не пострадает. Никто, кроме... картины! Из полного жизни произведения искусства она превратилась бы в скучную, хотя, может, и полезную, иллюстрацию к правилам техники безопасности.
К счастью Н. Г. Сверчков был истинным художником и отлично справился с поставленной перед собой задачей показать стихийную силу великолепного животного, создать его яркий зрительный образ. Картина написана художником в пору творческого расцвета. Он только что вернулся из длительной поездки за границу, которая принесла ему европейскую известность. За картины, выставленные на Всемирной выставке 1863 года в Париже, Н. Г. Сверчков был награжден орденом Почетного легиона. Дома его ждал государственный заказ на четыре большие исторические картины, работа над которыми заняла более двадцати лет. Но прежде чем взяться за первую из них, Н. Г. Сверчков создал маленький шедевр. которым мы любуемся уже больше века, и хочется верить, что он не оставит равнодушными и наших потомков.
Д. Гуревич. КиКС 10/89.
"Орловская рысистая кобыла Волна (она же Лихая) с жеребенком" 1851
Сюжет этой картины предельно прост: кобыла-мать кормит своего жеребенка. Суровое облачное небо сливается вдали с равниной, старое дуплистое дерево и зеленые кусты оживляют пейзаж, но не отвлекают внимания зрителя от главного - великолепных форм и выразительного взгляда лошади. Художник прекрасно передал тип рысистой кобылы, предельную сухость ее сложения, легкую голову, удлиненный корпус, прочные ноги с небольшими щетками, шелковистые криву и хвост, красивую, почти белую масть. Кажется, протяни руку и ощутешь теплоту и мягкость атласной кожи. Мастер не стал приукрашивать жизнь, он написал кобылу такой, какой бывают кормящие матки, - похудевшие, с утончившейся шеей и проступающими ребрами. Все ее внимание сосредоточено на жеребенке, она словно прислушивается к требовательным движениям его губ, жадно сосущих молоко. И все же мать зорко следит за окружающим, чтобы не пропустить ни малейшей опасности, оградить от нее своего отпрыска. Очень характерна поза жеребенка: его вытянутая и изогнутая шея, широко расставленные ноги, высоко поднятый хвостик, словно подрагивающий в такт с каждым глотком. Словом, все в картине жизненно, все пронизано тонким пониманеме натуры и передано с высоким мастерством.
Волна заслужила такого портрета. Современники отзывались о ней как о "жемчужине" конного завода К.К. Толя. Родилась Волна в Хреновом в 1842 году от знаменитого производителя Лебедя IV и Дивы. В ее родословной по три раза встречались имена лучших сыновей родоначальника Барса - Лебедя I и Любезного I в сочетании с самыми лучшими орловскими матками. Всего несколько месяцев было Волне, когда владелица Хреновского конного завода А. А. Орлова подарила ее вместе с матерью своему соседу по Бобровскому уезду А. Б. Козакову. В его заводе Вольна выросла и принесла первого жеребенка. В 1847 году ее купил К. К. Толь и отправил в свой конный завод в с. Федоровское Юрьевского уезда Владимирской губернии. Здесь Волна пробыла 13 лет и родила 9 жеребят. Все они стали заводскими производителями или матками, многие потомки Волны блистали на ипподромной дорожке. в 1851 году, когда писался портрет, у Волны родилась серая кобылка Прикащица и, подобно многим серым лошадям, жеребенком она была вороной. Такой и написал ее Н. Г. Сверчков.
Д. Гуревич. КиКС 11/89.
А вот картины с Юдашкиным я не нашла.