26.09.2009 Снова у Пферда
Илья пригласил меня на вводное занятие, заранее предупредив одеться для ВЕ, т.к. собирался подсаживать меня на лошадь.
Жеребца (дальше я буду называть его Гера) мы, как и в прошлый раз, нашли на поле за конюшней. Отвязали, надели кордео.
Первая часть занятия проходила в руках. Вместо хлыста для подсказки использовалась обычная палочка-веточка. Пферд, объясняя мне теорию, время от времени спрашивал, как то же самое делается в Альтернативе.
Вот упражнения в руках, которые он мне предложил:
1. Хождение рядом с лошадью на кордео. Смысл в том, чтобы двигаться, находясь при этом где угодно - чуть впереди, у плеча, у бока. Лошадь должна слушаться команд и идти с заданной скоростью. Останавливаться или замедлять ход, если кордео потянешь назад.
Можно даже пробежаться рысью, но с первого раза у меня не получилось: моя рысь - это Герин прибавленный шаг.
2. Туширование - делается при помощи палочки. Лошадь не должна ее бояться, но должна уважать. При прикосновании к задней стороне пута Гера поднимает ногу.
3. В Альтернативе было упражнение, которое Невзоров называет "краваш", - нужно махать хыстом вдоль лошадиного плеча или бока, а лошадь должна стоять смирно. Пферд не использует термин "краваш", хотя упражнение такое его лошадь выполняет хорошо. Даже не прижмуривается.
4. Если правильно помню, было еще осаживание в руках - кордео на себя.
5. Передний кранч. Обычно лошадь приучают к нему, приманивая морковью, но Пферд путем туширования заставляет коня согнуться. Сильно, как на картинках, Гера не гнется, т.к. Пферд опасается сорвать ему плечи.
6. Испанский шаг - по словам Пферда, этому элементу он учил Геру, но вышло неудачно. Гера умеет махать передними ногами, но испанский шаг требует очень хорошего сбора, к работе над которым Илья, как я поняла, еще только приступает. Так что о полноценном испанском шаге говорить пока еще рано.
7. Пезада в руках. Здесь интересно. В Альтернативе командой было махнуть хлыстом вдоль корпуса, как при краваше, но при этом нужно смотреть лошади в глаза. Кони из Альтернативы очень четко разделяют эти две команды. У Пферда по-другому: чтобы лошадь вставала не как придется, а перенося вес на подведенные под корпус задние ноги, он учит Геру делать пезаду с осаживания.
У меня двойственные впечатления от этого. С одной стороны, его довод логичен, с другой - не начал бы конь свечить при осаживании под всадником. Как известно, если лошадь начала осаживать назло, вслед за этим с большой долей вероятности со временем последуют свечки. Эти движения взаимосвязаны, как первый рубящий удар с третьей защитой (фехтовальщики поймут).
Гера выполняет пезаду в руках не очень хорошо. Его надо отзывать кордео назад и чуть вверх плюс тушировать палочкой по груди. Конь осаживает, начинает предлагать поднимать передние ноги. Потом все-таки делает пезаду, но как-то странно, разворачиваясь так, что я оказываюсь у него перед грудью. Осаживаешь - осаживай по прямой. Не было команды поворачивать. Я думаю, этот недостаток можно исправить при участии помощника, который, стоя с правой стороны, не будет давать коню уходить задом вбок.
8. Тумба. Эхм... Коня надо подвести к поддонам достаточно близко. Он должен встать и держать паузу, пока не последует команда. Затем, тушируя переднюю ногу, надо заставить лошадь поставить ее на поддон. Поставить, выдержать паузу и убрать (тушированием по передней стороне пута). То же со второй ногой. Потом в какой-то момент даешь команду поставить сперва одну ногу, потом вторую. Лошадь на тумбе. Затем кордео назад - и она слезает.
Геру учили этому упражнению, но четкости в выполнении нет. Подходя к поддонам, он лезет на них без команды. Поставив одну ногу, тут же ставит и вторую. При тушировании путается, какую ногу надо поднимать. Правда, при отзывании кордео слезает с тумбы. По словам Ильи, это из-за того, что Геру учили, подойдя к поддонам, менять на них ноги. В общем, это упражнение он считает неудачно выученным и собирается совершенствовать его позже, когда конь чуть подзабудет.
Уже потом я наблюдала, как к поддонам подвели другую лошадь и как они вела себя... Товарищи, тумба - зло!
Через некоторое время после начала занятия конь стал зевать, показывая позеленевшие от травы зубы, и отвлекаться. Сказывалась привычка заниматься по 5-15 мин. - Гера еще не был готов внимать человеку полчаса подряд. Впрочем, Илья пообещал его приучать заниматься подольше.
Пферд показал приемы разогревающего массажа перед занятием, стретч-упражнения по немецкой книге (например, вытянуть переднюю ногу вперед, удерживая плечо, чтобы оно оставалось на месте). Еще говорил про зажатые мыщцы - иными словами, про блокады. Для меня это не было новостью, т.к. я в свое время занималась конным массажем и акупрессурой.
Потом перешли к верховой работе. Коня поседлали кавалерийским седлом, с которого сняли крышку и заменили ее защитного цвета подушкой. На шее оставалось кордео... (Panie, и я на этом поеду?)
Первым сел Илья, показал, как держать кордео - чтобы сверху оставалась петелька, при этом контакт с шеей должен быть ощутимым. Потом посадил меня и взял на чомбур.
Честно говоря, очень стремно так ездить. Первое время я не сводила глаз с плеча Пферда, как будто это в случае чего могло меня спасти. Потом освоилась (особенно когда убедилась, что мимо кобылы Гера проходит спокойно) и старалась управлять. Потом нас спустили с поводка. Кажется, я все же управляла жестко, хотя на кордео конь не высказывал недовольства.
Попробовали осаживание - у меня не получилось. Надо было поймать какое-то положение в седле, но оно не хотело ловиться. Правда, один шаг назад Гера по моей команде все-таки сделал.
Пробовали рысью - конь прибавлял шагом, но в рысь не шел. Под конец скакнул несколько темпов. Может, дело было еще и в том, что перед занятием Илья его не подъездил.
На подушке было неудобно. Я бы сделала ее размером поменьше, но более туго набитую. А то сидишь как на слоне в башне, лошадь чувствуешь плохо, она вся где-то там, далеко внизу.
Потом подушку сняли, кордео заменили недоуздком. Было жестко, так что на следующий день я с трудом встала с постели. И ведь ехала я практически только шагом... надо же было так растрясти позвоночник буквально на ровном месте. Впрочем, в Подмосковье почвы в этом смысле плохие, тяжелые. И все равно странно: у Хелены я, проездив несколько минут подряд учебной рысью, все-таки потом сильной боли не чувствовала. А на этой неделе я нормально вообще не хожу - чередую траверсы с ранверсами.
На недоуздке хуже, чем на кордео: Гера постоянно тряс головой, хотя я старалась не дергать его и не тянуть.
Под конец коня расседлали, я смогла разогнать его в руках до рыси и даже прыгнуть барьер. Мы с Герой стали веселиться: он делал выпады мне в сторону лица и рук, а я щипала его нос. Впрочем, баловаться он начал еще под седлом: иногда дергал зубами корду, кусал стремя и заигрывал с моей ногой, ожидая, какой выпад она сделает в ответ.
Гера слушается Пферда: даже когда вплотную подходили кобылы, он вел себя хорошо, не пытался к ним пристать или ударить. Мне нравится, что Илья принципиально не использует вкусняшки. Помнится, в Альтернативе мне перед занятием набивали карман гранулами травяной муки. Угощать лошадь во время занятия просто неудобно: пока ты в карман полезешь, она успеет что-нибудь другое сделать, и еще вопрос, нужно ли это тебе. В общем, у него строго. Я сама очень не люблю кормить лошадь во время занятия. Конь хороший, слушается и Пферда, и меня. Не игнорирует человека.
(Зря Илья запретил себя фотографировать. Я бы сняла их на пезаде в лучах заката: краснеющая шерстка, темный силует человека и блестящий, обращенный назад конский глаз.) О том, что не понравилось, я уже писала. В целом интересно, но еще я считаю, что за эти занятия просят излишне дорого. Могу, если надо, обосновать свой вывод.
_________________ Родина сильнее смерти. (Велимир Хлебников)
|