А посколько ездили они на очень мелких и, как правило, замученных лошадях – то при необходимости они могли лошадь подушить таким образом, что та снова начинала повиноваться»
Что интересно в сравнении двух цитат.
Первое: Невзоров пишет о ПОДНЯТОМ, а не о ПОДНИМАЕМОМ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ошейнике.
Второе: утверждение Невзорова о том, что ошейник был эффективен из-за замученности и малорослости нумидийских лошадей, полностью опровергается опытом XIX века, производимого над чистокровной лошадью. Причем интересно, что опыт был успешно произведен не великим мастером От Эколь, а простым французским офицером-кавалеристом, которые, по мнению того же Невзорова, поголовно не умели ездить верхом.
Мне кажется, что приведенная цитата из Сореля полностью объясняет полное отсутствие интереса к езде на ошейниках во Франции – большинство современных специалистов там явно читали книгу Сореля. Теперь также понятна и изложенная Невзоровым история о том, что в секрет езды без уздечки его посвятил Марио Люраши. Если эта версия соответствует действительности, то я почти уверен, что «секрет», заключающийся в подбрасывании ошейника вверх и последующем обучении лошади повиноваться намеку на это пугающее движение, Люраши, в свою очередь, почерпнул из процитированной здесь книги Сореля, а сам, понимая суть этой методики, продолжает работать лошадей на обычном "железе".
Как я полагаю, переход нимидийцев на железо был вызван завоеванием их арабами и интродукцией арабской культуры. А вот насчет поддержки поводом все не так просто. Типичный арабский мундштук с железным кольцом вместо цепочки и мощным, нажимающим на небо лошади рычагом, был в чистом виде наследником ошейника-тормоза, то есть стоп-краном, поддержать лошадь им было нельзя из-за излишней строгости. Наслединками арабского мундштука стали ранние испанские и мексиканские мундштуки, а последним вариантом этого железа в Европе был мундштук типа Жэнет, применявшийся для охоты и прогулок верхом в конце XVIII-первой половине XIX веков.
Такими же стоп-кранами были и тонюсенькие древние трензеля, в том числе и с псалиями. только к XIV-XV веку в Европе стали появляться образцы железа с достаточно толствым грызлом, способным поддержать голову лошади и помочь ей сохранить равновесие.
Высшая школа также смогла развиваться только после того, как Жанбаттиста Пиньятелли создал первый мундштук, в который лошадь могла безбоязненно упираться, чтобы держать равновесие в сборе.
Так что все лошадиное железо можно с чистой совестью поделить на две большие группы по этому признаку: железо сбрасывающее и железо поддерживающее. Я много раз сталкивался с последствиями "отбивания" лошади от повода, то есть использования железа по арабскому принципу. эти последствия всегда плачевны, лошадь боящаяся железа бьет в руку, уходит за повод, перестает идти вперед, в случае если вы настаиваете - начинает активно сопротивляться.
И напротив лошадь, которая уменьшила первоначально грубый поддерживающий упор в повод на легкий за счет подведения зада, всегда изумительно приятна в езде и притом вполне довольна собой.
В современной спортивной выездке бытует крайне вредное заблуждение о том, что лошадь следует вести только на трензеле, подключая мундштук для сокращения. Такой "карающий" алгоритм использования мундштучного железа - наследие примитивного понимания роли железа во рту лошади, свойственного древним необразованным народам и господину Невзорову.
Верховая езда никогда не смогла бы достичь того, что оно сейчас из себя представляет.
Из интереса я поездила на веревке - на чомбуре, точнее сказать. Конь не приучен, поэтому повороты - тяжеловато, если он слушает не меня, а, скажем, шенкель. А вот остановки заставили призадуматься. От голоса/на-сахарку он останавливается без проблем. Но если пытаться остановить натяжением "кордео" как поводом - тянуть приходиться очень сильно. Остановив его так раза три, я на это дело плюнул. Чомбур толщиной в большой палец, но мне почему-то кажется, что давление на такое место, как шея, в любом случае - дискомфорт. И боль при сильном натяжении. (тут мне вспомнился один случай - как мне посоветовали учиться прыгать, надев путлище лошади на шею, и как кашлял при таком раскладе конь...) Меня интересует один момент - у АГНа кордео - тонкие веревки. Логически такое воздействие сильнее(ну, для меня логически). Или тонкая веревка обусловливает более четкую... ээ... передачу команд? Вроде как трензель в сравнении с недоуздком? В обсуждении книги, помню, кто-то сказал, что на фотографиях видно, как кордео врезается в шею лошадей.
Еще мне хорошо запомнились слова берейтора, работавшего в Измайлово, о том, что "Бакеев в кровь стирал лошадям шеи веревками, пока они не привыкли". Не знаю, утрировала она или нет, но все равно... Мне не понятен смысл такого устройства как средства управления. Без железа - если коню(по темпераменту, по условиям, по требованиям) оно не нужно, то всяко хуже не будет. Но кордео? Мне кажется, почти любая безтрензельная конструкция - скажем, исключив хакамору и Кука - сайдпулл или простой недоуздок с поводом, элементарно безопасней для лошади, чем веревка на шеи. Они обеспечивают достаточную поддержку равновесия лошади, в любом случае лучший контакт и передачу команд. И не подвергают трахею лошади опасности - ведь бывают не только жесткие руки. Предположим, лошадь споткнулась - при поводе рефлекторный рывок руками, пусть он для лошади не приятен, часто позволяет выровнять коня, подняв ему морду, а кордео, лежащее почти на плечах, вряд ли поможет - если не травмирует. Я совсем не понимаю, чем кордео комфортней и удобней, чем недоуздок.
В общем-то понятно, что кордео большей часть - работа на публику от "попонтовацца" до "шоу мирового масштаба". Но Невзоров занялся популяризацией такой езды, позиционируя кордео как полностью безопасное средство управления(для лошади).
Вопрос, собственно, вот в чем - я что-то упускаю в использовании кордео? В смысле, если так грубо сравнивать - давление куда более опасно - на храп или на шею? Чем вообще оправдывается использование веревки как таковой?
Ганаши.
Относительно ганашей. Ганашами или ганашом (от французского ganache) у лошади называются задние углы нижней челюсти.
сначала цитирую "Книгу о Лошади" 1952 года издания под редакцией Буденного:
"Ганашами называются задние углы нижней челюсти. Практикой подмечено, что лошади с близко расположенными друг у другу ганашами ("узкий ганаш"), часто имеют затрудненное дыхание. Рысистые лошади с узким ганашом при испытаниях на предлельную резвость требуют специального приспособления в виде так называемого "рогача", мешающего прижиманию головы к перенему краю шеи. При узком ганаше нарушенное дыхание чаще наблюдается у лошадей с сильно изогнутой-лебединой-формой шеи.
Расстояние между ганашами определяют прощупыванием. Ганаш считается узким, если он меньше 4-5 см (не входят три пальца), и нормальным, если расстояние между ганашами более 8-9 см (свободно входят четыре пальца)"
А вот что писал в XVIII веке Ля Гериньер:
О ганаше
"Две кости, составляющие ганаш, не должны быть снаружи слишком мясисты, то есть, между ветвями нижней челюсти, в том месте, где ганаш соприкасается с горлом должно оставаться как можно больше свободного пространства, чтобы лошади не составляло труда правильно нести голову. Так называемый квадратный ганаш есть серьезный недостаток экстерьера, происходящий оттого, что кости нижней челюсти слишком крупны, округлы и мясисты. Если же они, к тому же, находятся на малом расстоянии друг от друга, да так, что между ними совсем не остается свободного места, то лошади просто некуда девать голову и сгибание затылка становится тогда великой проблемой, если только недостаток ганаша не компенсируется длинной, тонкой и с высоким выходом шеей"
Полагаю, что теперь вы сами сможете определить, насколько широк ганаш вашей лошади.
Созданная Ля Гериньером доктрина классической выездки почти не определяет идеальные модели аллюров, так как считается, что высота пиаффе, к примеру, - это мера таланта лошади и всадника, а не самоцель, которой надо добиться любой ценой. Все всадники и все лошади не могут быть одинаково талантливы.
Среди андалузских жеребцов, проходящих тренинг в школе, есть лошади с довольно скромными природными движениями, а есть такие, от которых удавились бы от зависти все Ван Грюнсвены и Верты. Кстати, знаменитый Инвазор Рафаэля де Сото - тоже более чем средняя по своим данным андалузская лошадь.
А ганаш с возрастом расширяется?
Насколько мне известно, ширина ганаша определяется в возрасте трех лет, когда кости черепа лошади достигают своих полных размеров. Есть только один нюанс. У кобыл и меринов ганаш менее мясистый, чем у жеребцов. Указанные вами 6-7 сантиметров нельзя считать плохим результатом, но для свободы дыхания лошади в полном сборе этого может быть маловато. А поскольку вы в ближайшее время, насколько я понимаю, не планируете осваивать курбеты и левады, то с вашей лоадью все в порядке. Другой вопрос, что затрудение дыхания может иметь и иные причины, о которых вам лучше расскажет ветеринарный врач.
www.westfallhorsemanship.com/images/2003.mpg
специфики вестернового сбора.